http://slavialand.narod.ru/index.html   

  Гостевая   книга       Добавить в избранное      Написать письмо

= Библиотека нот и учебников =

 

Учебник по цимбалам
И.И.Жиновича

Краткая историческая справка

        К основным историческим музыкальным инструментам белорусского народа принадлежат: бубен, рог, деревянная труба, пастушья свирель, волынка, лира, цимбалы, скрипка. Наиболее распространены и пользуются любовью у белорусов цимбалы, как у русских балалайка, у украинцев бандура, у казахов домбра.
      Происхождение цимбал - древнее. Полагают, что цимбалы происходят от асиро-вавилонского предка - инструмента с 9-10 струнами. По утверждениям ученых, у ассирийцев и вавилонян среди иных музыкальных инструментов были разного рода конструкции: треугольные арфы, горизонтальные и вертикальные, на которых играли пальцами или палочкой.
      На Востоке, в Византии, из струнных музыкальных инструментов наиболее распространенными были кеменге (род скрипки) и канун. Последний похож на цимбалы. Длинна его обычно около одного метра, ширина - около сорока сантиметров. Корпус сделан из орехового дерева. На канун обычно натягивали двадцать четыре тройные струны.
      У арабов такой инструмент назывался santir или рisantir, от которых он и 6ыл заимствован европейцами во время крестовых походов.
      А. С. Фоминцын говорит, что в последних крестовых походах труверы и менестрели, которые шли вместе с крестоносцами, познакомились с инструментами восточных народов.«К числу последних принадлежал арабский santir или рisantir, и теперь еще используемый в Египте. Этот струнный инструмент представляет собой плоскую деревянную скрипку в форме треугольника с усеченной вершиной. Металлические струны прикрепляются к колкам, которые воткнуты вдоль левого бока инструмента. Музыкант при игре бьёт по струнам маленькими деревянными палочками с надетыми на концах каблучками, иногда сделанными из слоновой кости, иногда роговыми.
      Описанный инструмент, похож на оригинальный santir, рisantir, который 6ыл заимствован европейскими музыкантами и получил в Европе название: psalterium. Согласно мнению некоторых ученых, арабский santir восходит к древнему прародителю библейского инструмента - phanterin, или psanterin, какой упоминается пророком Даниилом (III ,5- 10- 15)».
      Герман Вейс отмечает, что после ХII столетия, с развитием музыкального искусства, инструменты начали быстро совершенствоваться, особенно струнные - псалтырион и арфа. В течение нескольких столетий псалтырион неоднократно менял свою форму: 6ыл добавлен деревянный резонанс, первоначально разнообразных форм - иногда круглой, иной раз щитовидной, иногда похожий на четырехугольную коробку, с горизонтальным размещением на нём струн в количестве от десяти до двадцати.
      Надо отметить, что само название «цимбалы», «кимвалы» известно с древних времен. У евреев и финикиян упоминаются кимвалы. Это металлические тазы, в которые били «для определения и оживления ритма». В эпосе индусов среди иных ударных инструментов упоминаются также цимбалы. У греков - тамбурин, кимвалы. У римлян к группе ударных принадлежал cymbalum - то же самое, что наши тарелки. И так же у европейских народов в V - Х вв., по свидетельству Иеронима. Это инструмент с восемнадцатью - двадцатью колокольчиками, которые трясли рукою. Он не изменил своей формы и позже стал называться flagellum.
      Восточное происхождение цимбалов подтверждается многочисленностью цимбалаподобных инструментов у многих восточных народов. Как, например, у крымских татар - сантыр, у узбеков - калин или канун, у дунган, которые проживают на территории Казахстана чин (чанг), китайские цимбалы, у таджиков - чанг, у армян - сантур.
      На этнографическую выставку 1867 года в Москве Кавказским вспомогательным комитетом 6ыл доставлен струнный инструмент - десятиплинита.
      А. Владимирский описывает этот инструмент следующим образом: «Он складывается из деревянной чаши, которая имеет вид трапеции, хорошо обработанной и покрытой инкрустацией из перламутра. На верхней части ее параллельно средней линии этой трапеции натянуты тонкие медные струны - по четыре струны для каждого тона, всего восемнадцать рядов. Каждая струна имеет опору в виде особой кобылки так, что шкурная часть дает свой особый тон. Значит, всех тонов этот инструмент имеет тридцать шесть. Струна прикреплялась к особому колку и натягивалась медным ключом, очень похожим на фортепианный. Звуки добывались при помощи ударов по струнам разными специальными палочками весьма замысловатой формы, которые делались из орехового дерева».
      Форма и конструкция его очень отчётливо напоминают нам арабский инструмент канун, у которого для каждого тона было натянуто по три струны, но разница в том, что на нем играли не ударом палочек, а с помощью плектрона.
      Десятиплинита имеет очень приятный тембр. Он принадлежит к старинным грузинским инструментам и теперь уже довольно редок в Грузии.
      Таким образом, цимбалоподобные струнные инструменты известны с давних времен под названиями «канун, писантир, псалтыриум» и т. д. Они постепенно преобразовывались и несколько столетий тому назад получили название цимбал, которые раньше принадлежали к ударным инструментам.
      Цимбалы-родоначальники клавишных инструментов. Таких как клавикорда, клавичэмбала, клавесина, спинета, вирджиналя и других и, затем, фортепиано. Последнее было впервые создано итальянским мастером Б. Кристафора в 1711 году и названо «cembalo col piano e forte».
      Славявские племена: крывичи, дрыговичи, радимичи, поляне, древляне расселялись возле рек: Днепра, Западной Двины, Буга, Припяти. До Х столетия они создали Полоцкое и Туровское княжество, которое входило в состав Киевского государства. До ХI столетия Полоцкое княжество было одним из сильнейших и наиболее известных княжеств Восточной Европы.
      Документально не установлено, являлись ли цимбалы продуктом обособленного происхождения у этих или иных племен или занесены на территорию упомянутых княжеств в период оживленной торговли с Западной Европой. Возможно, цимбалы известны в западном мире, давно, так как до нынешнего времени они существуют в Венгрии и Румынии.
      Кроме того, надо отметить, что цимбалы, одинаковые по форме и способу звукоизвлечения, сохранились до современного времени не только у белорусов, но и у многих других славянских народов - у русских, украинцев, гуцулов, чехов, поляков, - хотя и в меньшей ступени. Цимбалы часто упоминаются в фольклоре этих народов.
В русской песне поется:
  Во горнице, во светличке
Два голубя сидят,
Для них во литавры бьют,
Во цимбалы играют.
  В украинском фольклоре:
  Ой, зайграй ми на скрыпочки
Та на цимбалочки;
Ой, зайграйте, цимбали,
Щоб нижечкi дрижали.
  В гуцульских песнях:
  Ой бы штири скрипки грало,
Ше й цимбалы были,
То бы мое сердце
Не развеселили.
  У чехов в Моравии поется:
  Загрете ми на гусле
Таке на цимбалек.
Вильк на пишчелки тудликал,
А недведь грал на цимбал.
  В польской песне:
  Скржипцелю! Бендеш в небе
И басиста коло тебе,
Цимбалиста еще далей,
Бо в цимбалы добже вели.
  В белорусском фольклоре:
  Чаму ж мне ня пець,
Чаму ж не гудзець,
Мушка на вакенцы
У цымбалiкi б'ець.
  Красочная звуковая палитра и сравнительная простота исполнительской техники обусловили широкое распространение этого инструмента в Белоруссии. Издавна шумные, звучные цимбалы являлись обязательными участниками народных ансамблей, чаще всего в союзе со скрипкой, гармониками, бубнами. Они вносили элемент праздничности в неприхотливый сельский быт.
      С начала ХХ столетия отмечается становление и развитие профессиональной белорусской музыкальной культуры. Развивается исполнительство на народных инструментах, в частности на цимбалах. Ранее примитивный музыкальный инструмент с диапазоном в полторы октавы и неполной хроматической гаммой совершенствуется: диапазон расширяется до трех октав, вводится полный хроматический звукоряд; создается целая семья цимбалов - прима, альт, бас, контрабас. Они постепенно выходят за рамки простых форм народного музицирования, приобретают жанрово-инструментальную самостоятельность, становятся солирующими инструментами.
      Исполнительство на белорусских цимбалах - неотъемлемая часть и характерная черта музыкального искусства Белоруссии.
  (Перевод с белорусского А.Славия)

Особая благодарность Joanne Den
за помощь в подготовке текста.

 

Оставить отзыв

 

Внимание!

Любое использование данных материалов
только со сылкой на этот сайт.
http://slavialand.narod.ru/index.html

 

Copyright © А.Славия 2005-2013

web design by Alex Wave

Сайт управляется системой uCoz